суббота, 19 апреля 2008 г.

Песах - еврейская пасха

(ЗАМЕТКА: ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ФОТКУ В УВЕЛИЧЕННОМ РАЗМЕРЕ, НАДО НАЖАТЬ МЫШКОЙ ПРЯМО НА ФОТОГРАФИИ!)

Сегодня мы с Ником ходили в гости к дедушке Ворену и бабушке Рашел на празднование еврейского праздника Песах. Они такие молодцы - поддерживают еврейские традиции в семье! Именно у них дома вся семья собирается всегда праздновать праздники. Приходят все - тети, дяди, сестры, братья, двух и трехюродные, близкие друзья семьи - в общем все, все, все. А праздник песах я уже праздную в этой семье пятый год подряд.

Когда я в первый раз была здесь на этом празднике, я пришла с Ником, как его подруга в 2004-ом году - это было еще даже до нашей с Ником свадьбы. Я помню, что я тогда была очень восхищена и удивлена тем, что столько людей так празднуют Песах - в Казахстане ведь мы этот праздник совсем не праздновали. В тот день я много узнала о празднике Песах - о том, что это за праздник, почему его празднуют, и о том, как и что делается в этот день.

Сейчас вам все по порядку расскажу.
Песах - это семейный праздник. На ужин в этот день вместе собирается вся семья. Хлеба не едят совсем, кроме хлеба-мацы. Также едят петрушку, обмакнутую в соленную воду, хрен, яблочный салад, яйцо, пьют вино Манишевич (а те, кто младше двадцати одного года, пьют виноградный сок). Ну и конечно, едят также и простую еду тоже - пюрешку с подливкой, мяско, овощи, десерт, фрукты.

Хлеб-маца - это хлеб, который делается без дрожжей. Причина этому лежит в многовековой истории еврейского народа. Песах празднует освобождение евреев из египетского рабства. Когда, после десяти напастей, которыми Бог карал Египет, фараон наконец отпустил евреев из Египта, все евреи собирались в дорогу очень поспешно, и поэтому у них не было времени испечь настоящий хлеб из дрожжевого теста, поскольку не было времени ждать пока тесто поднимется. Поэтому и едят в этот день только хлеб-мацу.

Острый хрен с мацой едят для того, чтобы помнить, как горько жилось евреям в рабстве в Египте. Петрушка - это символ надежды и освобождения. А обмакивают ее в соленую воду за тем, чтобы помнить сколько слез было пролито.

Яблочный салат делается из яблок, орехов, вина, и корицы. Это смешание - символ смеси, которой евреи строили здания в Египте, когда были рабами. Яйцо едят как символ продолжения жизни. А само слово Passover (английский перевод слова Песах) означает "прохождение, обхождение" или что-то вроде того - это имеется ввиду последняя, и самая страшная кара Бога на египецкий народ, когда Бог сказал, что погубит каждого перворожденного ребенка в Египте. И только евреи этой кары избежали, поскольку пометили свои дома специальным знаком - кровью барана. Смерть в ту ночь поэтому "обошла стороной" помеченные дома, и еврейские младенцы были сохранны.

Так вот, каждый год в доме дедушки Ворена и бабушки Рашел на песах мы об этом все вместе читаем, дети зажигают свечи, вместе обедаем.



А после обеда все присутствующие дети начинают искать запрятанную дедушкой Вореном мацу, завернутую в салфетку. Это тоже такая традиция этого праздника. Тому, кто находит запрятанную мацу, дедушка Ворен дает $5 долларов, а остальным по доллару за участие. :)) Кстати, когда Ник был маленьким, он и его братья тоже также каждый год искали мацу на песах. :)
Эта охота за мацей мне напоминает охоту за пасхальными яйцами у меня на работе. Хехехехе. :))) Вот посмотрите, как дети - Кэвин, Джэйсон, Лорэн и Эрэн - ищут мацу!





В этот раз мацу нашел Кэвин - парень, который на нашей с Ником свадьбе подошел ко мне и говорит, "А мы-то с тобой теперь двоюродные брат и сестра стали!" :)))))) Теперь он уже намного выше меня стал, хотя, конечно, у Ника в семье все высокие по сравнению со мной. Хехехехе.
После обеда мы все очень хорошо вместе посидели. Я поиграла немножко на пианино, хотя и с ошибками. Также мы с дедушкой Вореном вместе сыграли "Пакобел" - я на пианино, а он на флейте. Конечно, мы долго вместе не играли уже, но все равно получилось очень даже сносно. По крайней мере нашей публике очень понравилось, судя по их апплодисментам. :))



Потом дедушка еще играл на флейте разные общеизвестные, как мы бы сказали, "походные" мелодии, и песни, а женщины ему подпевали, и даже подтанцовывали. :))))





Прямо аж уходить не хотелось - так мы уютно все сидели. Прилетели из Сакраменто даже мама Ника, Джулия, и тетя Кяфи с мужем Майкалом, и дядя Cтивен с женой Кяфлин тоже были - они живут в Сан Диего.

Мне всегда очень приятно ходить в гости к дедушке Ворену и бабушке Рашел. Они замечательные бабушка и дедушка! Они поддерживают еврейские традиции в семье!

Комментариев нет: